?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Китайская живопись

Сегодня я расскажу вам о прекрасном (и покажу, конечно же).
Я не художник и ничего не смыслю в живописи, поэтому не нужно рассматривать мой рассказ с профессиональной точки зрения. Я просто хочу дать общее представление о традиционной китайской живописи, которая очень сильно не похожа на нашу школу.



Живопись в Китае начала зарождаться в V-VII веках. Первые художники писали тушью, считая, что именно тушь помогает художнику раскрыть суть вещей и "закончить деяние Творца".
Основные жанры и темы, зародившиеся в то время:

- пейзажи "Шаньшуэй" (в переводе - "горы и воды". Эта темы была настолько важна в китайской кульуре, что не только художники творили в жанре "шаньшэуй", но и поэты писали свои стихи в нем же);
- цветы и растения, преимущественно пионы, хризантемы, слива и бамбук;
- животные и птицы (тигры и журавли);
- религиозная тема и портреты (будды, ботхисатвы, сюжеты из сказаний и книг, драконы и т.п.)

С самого зарождения живописи, тушью начали писать не только на бамбуковой или рисовой бумаге, но и на шелке. А в наше время мастерство некоторых художников достигло настолько высокого уровня, что тушью расписывают, например, внутреннюю часть маленькой стеклянной вазочки с узким горлышком, просовывая туда тоненькую кисточку.


Родоначальникам китайской живописи считаются "четыре отца основателя" - художники, жившие в V-VI веках. Они же ввели обязательные элементы каждой картины: изображение, каллиграфическая надпись и печать с именем художника, которую нужно было предварительно вырезать их дерева или кости.


Китайская живопись была немыслима без каллиграфии. Каждый хороший художник так же был и отличным каллиграфом. А каллиграфия, надо сказать, это целая наука. Ведь иероглиф не просто пишется так, как Бог на душу положит (как это делают сейчас некоторые особо одаренные "умельцы" в тату-салонах), а в определенной последовательности, по особым законам: слева направо, с верхних черт к нижним. Причем, в каллиграфии так же важна толщина черты в разных ее концах. Все имеет значение, поэтому, как вы теперь понимаете, калиграфия - не очень легкая наука.

Это иероглиф "любовь". Видите, некоторые черточки на концах толще, некоторые тоньше, все по науке:)

А вот так вот выглядит набор для каллиграфии:


Древние китайские художники были весьма одаренными людьми. Большинство из них так же писали стихи, поскольку умение это делать отличало ученого человека от простолюдина. И многие картины были украшены каллиграфически написанными стихами собственного сочинения. Также большинство художников были высокопоставленными чиновниками и занимали важные посты на государственной службе. То есть, в Китае художники всегда были высокообразованными людьми (это связано с особой системой государственных экзаменов, но об этом как-нибудь в другой раз).


Картины китайских художников всегда полны символизма. Например, работы в жанре шаньшуэй - это не изображение какой-то существующей местности, а поэтический образ, возникший в голове у художника. И этот образ он описывал в стихах и на бумаге.


В жанре "цветы-птицы" нашла отображение другая философская идея - великое в малом (буддисты верят, что даже в ничтожной вещи заключена частичка Вселенной). Пион, например, символизирует собой богатство, слива (мэйхуа) - жизнестойкость, бамбук - мудрость, сосна - долголетие, хризантема - целомудрие.


Шаньшуэй.












Цветы и растения.






Это слива - мэйхуа.


Лотосы и журавли.






Животные и птицы.










Религиозная тема и портреты.
Богиня Гуаньинь.


Героиня какого-то романа в лотосах.




А это мой самый любимый будда удачи и богатства, такой всегда толстенький и добродушный.


"Три богатыря" - китайский вариант:)


Небесные стражи.








А современные китайские художники уже начинают отказываться от туши и акварели и пишут маслом:


Надеюсь, не очень много картин я добросовестно стырила с разных китайских сайтов:)
Если есть вопросы - велкам. Оказывается, я еще очень много помню про китайское искусство, но не стала грузить вас всякими философскими и историческими нюансами.

Comments

dona_rosa
Jan. 27th, 2011 08:58 am (UTC)
Неее не загрузила. Наоборот очень интересно и красиво и даже жаль что пост так быстро закончился. На красоту же можно смотреть бесконечно! Я из любопытства сразу посмотрела на картины которые сама привозила - всё точно так - и печать имеется и иероглифы :) Я раньше не обращала на это внимание. А оказывается это не случайно. Интересно очень про символы. Например что обозначает тигр если ты помнишь конечно :))
bananafishka
Jan. 27th, 2011 09:01 am (UTC)
Спасибо, Ириш:) А то мне-то это интересно, близко, и я с детства этим окружена, а вот как остальным - не знаю ведь:)
Тигр, скорей всего, мужественность и сила.
Я хочу потом еще рассказать про другие китайские виды искусства:) Даже самой интересно писать было.
dona_rosa
Jan. 27th, 2011 01:06 pm (UTC)
Ты знаешь я вообще в живописи совсем не разбираюсь да и от Китая всё таки "далека" но мне очень было интересно и доступно для понимания. Просто читала и любовалась с удовольствием. Это еще нужно уметь так интересно рассказать. И представляю себе выбор всех этих картин для иллюстрации! Пиши ещё обязательно :)
bananafishka
Jan. 27th, 2011 03:39 pm (UTC)
Спасибо:)

Profile

girl
bananafishka
Анна Сергеевна

Latest Month

June 2014
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow